# 4 Изнасилование. Женщины: адаптация к роли жертвы.

Изнасилование. Женщины: адаптация к роли жертвы. (Часть 1.)

Есть мнение, что женщины принимают роль «вечной жертвы», чувствуют в ней себя вполне удобно и даже пытаются рентабилизировать эту роль. Есть мнение, идущее несколько дальше: женщинам нравится роль жертвы, и они сами воспитывают агрессоров. На мой взгляд, эти мнения представляют собой «тенденциозное оформление» того факта, что женщины в системе сексуального насилия (как части гендерного насилия) действительно адаптируются к роли жертвы, рационализируют ее, отказываясь даже от идеи сопротивления, и воспроизводят ее (в научении ей дочерей, воспитание которых становится, как правило, передачей собственного травматического опыта, что страшно уже само по себе).

 

Формирование женской субъективности осуществляется в терминах страха за собственную жизнь и безопасность, то есть под влиянием постоянной негласной угрозы сексуального насилия, так как физическое и вербальное насилие в отношении девочек и женщин всегда сексуализировано.

 

Откуда в нас столько страха, и почему мы даже не осознаём его и тем более — не пытаемся его преодолеть?

Аксиома женского физиологического несовершенства и необходимости «вмешательства» для контроля и совершенствования женского тела.

 

В общественном сознании женское тело понимается как комплекс проблем, которые необходимо постоянно решать, а также постоянно следить за тем, чтобы эти проблемы не возникали вновь. От природы женское тело плохо приспособлено или совсем не приспособлено к социальным ожиданиям в его отношении, поэтому формирование и дисциплинирование женского тела comme il faut должно стать делом жизни каждой из нас. 

Именно поэтому в становлении субъективности девочек главную роль играют дисциплинарные практики, направленные на формирование тела, внешний вид и движения которого можно бы было социально определить как «женское», «женского пола», то есть маркировать, специально выделить и, при необходимости, стигматизировать, при этом «телесность» и «сексуальность» — синоним и рамки «женского», соответственно — общественный маркер и стигма.

 

Человеческое тело никогда не существует «просто так», оно существует как таковое и имеет смысл только в социуме, и прежде всего оно выступает как средство невербальной коммуникации. Тело сообщает, выражает определенную идею. Идея, выражаемая с помощью «женского» тела — это идея нахождения-в-распоряжении и функциональной пригодности. Дисциплинарные практики, применяемые к девочкам/женщинам (т.к. дисциплинирование продолжается в течение всей жизни), разделяются на три категории:

 

1. Направленные на достижение желаемых размера и конфигурации тела («фигуры», буквально).

 

— Нормирование общественно приемлемых роста, веса, длины волос, размера ноги и т.д., с особой фиксацией на ограничении приема пищи, процессе, который сам по себе является культурным идеалом («женщина, которая мало ест»). Запрет на еду для женщин настолько фундаментален, что пронизывает собой практически всё символическое поле не только западной, но и других культур (просто находит там не такое прямое выражение, например, распространенный повсеместно обряд питания для женщин — доесть за другими, съесть, то, что осталось).

 

Здесь важны три момента:

— запрет на еду как символический запрет на сексуальное удовлетворение (символика пищи и процесса ее приема неотделима от сексуальной символики),

— запрет на еду как запрет на взросление и физиологическое развитие: идеальное тело, к которому женщины должны стремиться — это тело подростка (вспоминается из первых рассказов Наташи Кампуш после побега: маньяк, похитивший ее, не давал ей есть иногда в течение нескольких дней подряд, тщательно следил за ее весом, так как не хотел, чтобы она выросла и потеряла «сексуальную привлекательность»; претензия маньяка была в том, чтобы Наташа сохраняла в 18 лет тело рослой 10-летней девочки),

— запрет на еду как способ дозировать удовлетворение потребностей в обмен на хорошее поведение (пища превращается в награду, удовольствие, которое позволяется после того, как ты выполнила серию условий и заработала право на еду: например, выполнила план по разрешенным калориям или похудела сверх нормы).

В любом случае, для женщины считается неприличным принимать пищу на виду у других, питаться нужно так, чтобы этого не было заметно.

 

— Насильственные методы «достижения идеала», особенно пластическая хирургия «по эстетическим показаниям». Это одна из наиболее агрессивных практик, так как приучает нас к мысли о женском теле, как о паззле, механическом конструкте, в котором «неподходящие» части, детали могут и должны быть заменены, усовершенствованы. При этом за пропорциональность и канон выдаются практически не встречающиеся в природе пропорции, особенно монументальные бюсты, которые непостижимым образом должны были (если бы наше тело было нормальным) развиться из низкокалорийного питания, но не развиваются исключительно из-за нашей тупости, несовершенства, ненормальности, лености и недостатка женственности.

 

— Особые приспособления в одежде и обуви, помогающие «моделировать» тело. И не только и не столько тело: «Для того, чтобы девочка росла послушной и женственной в своих чувствах и в своем поведении, необходимо шнуровать ее как можно туже».

Сторонник корсета, высказавший это в XIX в., был прав в своем предположении о чудодейственном воздействии смирительной рубашки-корсета (и других утягивающе-сдавливающих приспособлений) на психику. Дело в том, что все они затрудняют дыхание, приучают к коротким и неглубоким вдохам и выдохам. Частое и короткое дыхание приводит к развитию психического состояния тревожности и страха, перемежаемого приступами паники. И викторианские представления сегодня так же злободневны, как и 200 лет назад, — напомню, что еще в 1947 г. Диор назвал «омерзительными» женские талии толще, чем в 40 см, и что сегодня вовсю продается «корректирующее белье», позволяющее уменьшить талию аж на 7,5 см (куда при этом смещаются внутренние органы, похоже, никого не интересует).

 

2. Направленные на заучивание желаемых жестов, поз и способов передвижения

— Ограничение физической активности. 

Существует негласный «табель о рангах» в отношении спортивных дисциплин, игр, которые считаются неприемлемыми/недопустимыми для девочек/женщин. Развитие мышечной массы, навыки физической выносливости, развитие физической силы порицается и запрещается. Статическое времяпровождение превалирует, в результате — кроме прочего — мы имеем потом недостаток или неспособность к пространственному ориентированию.

 

— Ограничение занимаемого пространства. Эффект капсулы. 

 

Айрис Янг (Iris Young, 1980 «Throwing like a girl: A phenomenology of femenine body component, movillity and spatiallity») обращает внимание на то, что со временем вокруг девочки/женщины образуется как бы невидимое пространство, границы которого она старается не переходить. Это ограничение заметно в том, что женщины стараются не выпрямляться в полный рост, не разводить плечи, не потягиваться, и, напротив, демонстрируют явную тенденцию к «оборонительной осанке», опуская плечи и/или сутулясь, втягивая живот, задерживая дыхание, прижимая локти к бокам и слегка сгибаясь вперед/наклоняя вперед голову. Садясь, женщины скрещивают ноги и руки, стараясь занимать меньше места, так как «занимание меньше места», понимаемое как умильная миниатюрность, является культурным идеалом.

 

— Особый способ передвижения — семенящая походка, которая достигается за счет укорачивания шага относительно размера тела. Это одна из самых жестких и агрессивных практик, так как связана с более-менее завуалированным упорным калечением ступней и позвоночника — если на востоке бинтовали ступни, то на западе заставляют ходить на каблуках.

 

— Особое выражение лица — приучение улыбаться. Улыбка, тенденция отводить взгляд и плавные короткие жесты считаются «женственными», однако их истинное культурное значение — выражение уважения и услужливости.

 

3. Направленные на научение демонстрации тела как декоративной поверхности.

 

Женское тело рассматривается как декоративная поверхность, которую раскрашивают с помощью косметики, украшают килограммами поделок из бижутерии и выставляют напоказ с помощью такого моделирования одежды и обуви, которое максимально затрудняет движения (не говоря уже о физических нагрузках) и структурирует движения женщины как серию микропоз.

 

Особого внимания заслуживают «синдром лежащей женщины» и «синдром раздетой женщины» — универсальная в западной культуре (живописи, фотографии) тенденция изображать женщину в горизонтальной позе, лежа или полулежа, несколько неглиже или обнажённой. Причем именно такие изображения считаются «традиционно женственными» настолько, что даже не привлекают внимание, они обычны и уже представляют собой устойчивый ряд ассоциаций: «женщина-decubito supino-без одежды/мало одежды». Потребление этого образа происходит одинаково в западных и восточных культурах, разница лишь в том, что производится массово он на западе. Горизонтальная поза и отсутствие одежды являются символическим представлением беззащитности. Подобных мужских изображений вы нигде не найдете. Также вы нигде не увидите мужчину в шелковых или крепдешиновых брючках с рюкзачком в виде плюшевого мишки. И это еще один момент: женская одежда должна не только дисциплинировать и моделировать тело, но и выделять его как сексуальный объект, беззащитный\слабый\детский\кукольный и доступный визуально и физически.

 

Эти практики в совокупности делают из человека сексуальный объект (примените их к воспитанию мальчиков, и результат будет тот же). Они являются именно дисциплинарными, осуществлятся насильственными методами запрета и принуждения и не имеют под собой никакого «естественного стремления женщин хорошо выглядеть». Это стремление — социальное принуждение, навязывание (красота требует жертв). Перед девочкой, а затем женщиной ставят задачу превратиться в сексуальный объект, способный вызвать эротический отклик у окружающих, и оставаться таковым как можно дольше — именно это рассматривается как социальный статус женщины.

 

Продолжение следует.

Источник: womenation.org/rape-and-adaptation-to-a-victim-role/

Обсудить у себя -1
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Hinder
Hinder
Было на сайте никогда
Читателей: 5 Опыт: 0 Карма: 1
все 3 Мои друзья